Частоты с условием
20.12.2023
Десятилетний срок действия разрешений на использование LTE-частот российскими сотовыми операторами истекает в сентябре 2021 г. Глава Минцифры Максут Шадаев предложил продлить срок действия этих разрешительных документов с обременением - обязать сотовых операторов покрыть сетями мобильной связи все федеральные автотрассы.
Максут Шадаев озвучил эту инициативу в ходе заседания Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи. "В сентябре 2021 г. заканчивается срок действия ранее предоставленных разрешений на использование частот - десятилетних. Мы обсуждаем условия возможного продления. При этом мы смотрим на дополнительные обременения. Таким видом обременения могут стать автодороги общего пользования. К сожалению, мы понимаем, что до сих пор не обеспечена непрерывная связь даже на федеральных автодорогах. Поэтому мы это обсуждаем, плюс дополнительное подключение населенных пунктов, которые находятся рядом", - сообщил Максут Шадаев.
Он отметил, что операторы, доведшие инфраструктуру до малых населенных пунктов, получат скидки на оплату спектра. "У нас рынок телекоммуникаций не показывает большого прироста, поэтому мы обсуждаем действия аккуратно, чтобы нагрузку операторам дать посильную. Я надеюсь, мы с ними найдем компромисс, потому что весь мир идет по пути ввода обременения для операторов", - сказал Максут Шадаев.
Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы Александр Хинштейн уверен, что, если обременения будут носить целевой характер, они в конечном счете выгодны самому оператору, поскольку за счет этого они увеличивают сбыт продуктов.
Представитель пресс-службы ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") рассказал, что "Билайн" нацелен на предоставление непрерывных сервисов абонентам и покрытие дорог учитывается при разработке программы развития. "Протяженность обеспеченных связью дорог растет каждый год. Практика совместного строительства новых базовых станций и обмен инфраструктурой между операторами активно используются. Однако, даже с учетом этого, это большой объем работы, большие затраты и длительный процесс. Поэтому важно, чтобы государство также помогало в создании сопряженной инфраструктуры и формировало комфортные условия для размещения оборудования связи вдоль автодорог, например путем софинансирования части расходов, подведения электроэнергии, создания подъездных путей, строительства антенно-мачтовых сооружений, упрощения процедурных моментов и пр.", - прокомментировал представитель пресс-службы "Билайна".
По оценке Роскомнадзора, на IV квартал 2020 г. полностью покрыты связью 23 из 32 магистральных автодорог федерального значения. Хуже всего с покрытием обстояло в Сибири и на Дальнем Востоке - на трассе "Лена" (от Невера до Якутска) связь доступна только на 63,6% дороги, на "Чуйском тракте" (от Новосибирска до границы с Монголией) - на 84,2%, на "Енисее" (от Красноярска до границы с Монголией) - на 87,6%.
Пресс-служба Tele2 прокомментировала: "Мы стремимся обеспечить максимальное покрытие федеральных трасс исходя из ресурсов в каждом конкретном регионе. Несмотря на значительные капитальные затраты при низкой маржинальности сайтов мы обеспечили стопроцентное покрытие, например, вдоль трасс, проходящих по территории Центральной России, Северо-Запада, южных регионов России, Урала и Сибири. Обременение в виде покрытия трасс для выдачи LTE-лицензий требует взвешенного обсуждения, так как отрасль находится под давлением из-за ряда регуляторных инициатив. Поэтому мы считаем, что к такого рода экспериментам следует походить осторожно".
Пресс-служба Минцифры сказала корреспонденту ComNews, что в настоящее время вопрос о возможных обременениях для использования операторами подвижной радиотелефонной связи LTE-частот находится в стадии обсуждения. "При этом важно, чтобы нагрузка на операторов была посильной. Говорить о конкретных условиях пока считаем преждевременным", - добавила пресс-служба министерства.
Гендиректор Ассоциации операторов телефонной связи (АОТС) Сергей Ефимов уверен: пока экономически не будет нужды продвигаться и осваивать глубинку, сотовые операторы туда не пойдут. "Государству обременять операторов можно, если их же оно и будет содержать. Значит, связь снова должна стать государственной, как и армия. Никому же в голову не пришло дать задание военным слетать на луну для поднятия престижа и сделать это за их личный счет. В рыночной экономике должна быть ясность. Деньги и объемы работ должны быть хорошо учтены и рассчитаны. Если этого нет, то и говорить не о чем, - комментирует Сергей Ефимов. - Решить проблему дорог возможно, если применять современные технологии и закладывать расходы в бюджет не только на бетон, асфальт и знаки, но и на установку вышек и базовые станции. А это наука, инженерные изыскания, производство оборудования. Не все можно организовать через спутники. В гражданской экономической жизни делается все по расчету и не любой ценой, как на войне".
Сергей Ефимов считает, что обременение операторов должно иметь четкое и обоснованное денежное выражение. "Весь мир не работает на таких бешеных банковских процентах. Поэтому сравнение не очень подходит. Мы работаем в иных условиях не развитого, а довольно еще дикого капитализма с феодально-государственным оттенком. Поэтому нужно давать долгоиграющие правила взаимодействия. Не менять их два раза в год. Тогда оператор может оценить и расходы, и риски. Без этого нормальную, устойчивую экономику нам не создать. Она создается не только в банках. Теперь значительную роль играет реальный сектор. Пришло понимание, что зависимость от западных поставок велика - это угроза. Страна, которая не производит ни значительную часть элементной электронной базы, ни сотовых терминалов и собственного ПО для работы телекоммуникационного оборудования и терминалов, очень уязвима. Об этом мы знаем не только из телевизора. Древняя восточная мудрость гласит: "Имея таких друзей, врагов иметь не надо". Поэтому настоящая экономика и работа - это трезвый расчет и учет. Чудеса - это в сказках. А реальные результаты - это плоды работы с умом", - говорит Сергей Ефимов.
"Вот сейчас гонят волну: скорее, скорее - нужно 5G. Кому нужно? Информационного потока 4G для мобильного интернета и 100 Мбит/с для фиксированного вполне достаточно. Глаз человека готов принимать информацию в потоке 50-70 Мбит/с - это медицинский факт. А кому и зачем нужен 1000 Мбит/с? Если где-то и нужно, то это отдельные технологические зоны, граждане здесь ни при чем. Есть интерес у телекоммуникационных корпораций, которые искусственно тормозят свои устройства, чтобы обосновать и принудить к покупке новых и более дорогих. Государство должно стоять на стороне граждан. Поэтому нужно обеспечить 100 вышек в глубинке с 4G, прежде чем в Москве или Петербурге поставить базовую станцию 5G для целей самих корпораций. А продлевать разрешения на частоты министерство просто обязано. Так как это уже интересы не только операторов, а интересы третьих лиц - а на самом деле первых - рядовых потребителей. Все разговоры про "посильную нагрузку" непубличны, а такие вопросы должны быть хорошо и понятно обоснованы и доступны для всех. Частоты - это национальный ресурс, а не ресурс для спекуляций", - прокомментировал Сергей Ефимов.
Директор представительства VIAVI Solutions в России и СНГ Денис Сладких уверен: услуги сотовой связи – это социальный аспект: связь просто необходима для вызова помощи при чрезвычайных ситуациях на магистралях. "Малое количество абонентов и их низкая активность – это все еще человеческие жизни. Если операторы смогут грамотно договориться, используя win-win-подход, то правильным и простым путем развития для них станет RAN Sharing. Они смогут покрыть сетями мобильной связи все федеральные автотрассы без экономических потерь. Но крайне важно, чтобы сети радиодоступа совместного использования работали безотказно. Я бы назвал главным вопросом развития сети на магистралях способность договориться операторов связи между собой и разделить зоны ответственности", - такое решение проблемы предложил Денис Сладких.
Подробнее: ComNews