Главная / Новости / Линия связи: телефонизация Большого кольца обошлась почти в 5 млрд рублей

Линия связи: телефонизация Большого кольца обошлась почти в 5 млрд рублей

22.02.2023

Стоимость покрытия интернетом и сотовой связью Большой кольцевой линии (БКЛ) московского метро составила порядка 5 млрд рублей, узнали "Известия".

Это соразмерно телефонизации небольшого региона РФ. В проекте БКЛ, открытие которой ожидается в ближайшие дни, приняли участие все четыре оператора, работающие в Москве. Их инвестиции вряд ли окупятся — это скорее имиджевый проект, ведь если связь одной из компаний в метро недоступна, пользователи начнут уходить к конкурентам, отмечают эксперты.

Сети подземелья

Сети всех четырех работающих в Москве сотовых операторов покроют станции и перегоны БКЛ, открытие которой ожидается уже на этой неделе. Об этом "Известиям" сообщили представители компаний.

Строительство сети на БКЛ обошлось операторам в несколько миллиардов рублей, рассказали источники "Известий" в двух сотовых компаниях. Инвестиции приблизились к 5 млрд рублей, уточнил один из них. По его словам, ресурсов, потраченных на покрытие Большого кольца, хватило бы на организацию доступа в интернет в небольшом регионе РФ.

Стоимость проекта могла соответствовать названному бюджету, подтвердили два специалиста в области строительства и эксплуатации сетей связи. Само оборудование, скорее всего, стоит значительно дешевле, но дополнительные затраты создает сложность монтажных работ в условиях метрополитена, необходимость использовать дорогостоящие материалы и специфическое оборудование, объясняет один из них. Представители сотовых операторов стоимость проекта не комментируют.

"Билайн" обеспечивает скорость мобильного интернета до 250 Мбит/с — его непрерывность по всей БКЛ позволяет пользоваться 4G и голосовой связью через VoLTE, отметили в компании. В МТС и "Мегафоне" также сказали, что сеть работает на всем протяжении новой кольцевой. Полное покрытие БКЛ позволяет абонентам пользоваться стриминговыми видеосервисами в HD-качестве, подчеркнули в Tele2.

— Со дня открытия нового участка БКЛ пассажиры смогут пользоваться мобильной сетью 4G от всех операторов ‎"большой четверки", — сообщил в своем Telegram-канале департамент транспорта Москвы.

Какими бы ни были инвестиции в телефонизацию БКЛ, вряд ли они окупятся, отметили источник "Известий" в одном из сотовых операторов и опрошенные эксперты. Масштабные затраты и использование сетевого оборудования, поставки которого прекратили ведущие мировые вендоры, необходимы для поддержания лояльности абонентов. Пассажиры, которые не смогут пользоваться интернетом, следуя по 71-километровой линии, скорее всего, сменят оператора на того, кто сможет предоставить эту услугу, объясняют они.

Причина того, что расходы на строительство сети на БКЛ неокупаемы — в тарифообразовании сотовых операторов, подчеркивают собеседники "Известий". Поскольку подавляющее большинство абонентов сейчас подписано на пакетные тарифы, нет разницы, где клиент потратит включенные минуты и гигабайты: на поверхности или в метро, отмечают они.

Длина БКЛ составляет рекордный 71 км. После открытия она обгонит Вторую кольцевую линию пекинского метро (57 км) и станет крупнейшей в мире кольцевой веткой метрополитена. На БКЛ расположена 31 станция, пересадку на любую радиальную ветку можно сделать дважды: на севере и на юге Москвы. БКЛ удалена от действующей Кольцевой линии на расстояние до 10 км, она позволит разгрузить малое кольцо минимум на 25%.

БКЛ — уже вторая линия московского метро, которая покрыта мобильной связью и интернетом всех операторов с момента запуска, признают опрошенные "Известиями" участники рынка. Первой стала Некрасовская линия, открытая в 2019 году.

Взаимоотношения городских властей и связистов за последние годы стали более конструктивны, подчеркивают операторы. Ранее сотовая связь развивалась в московском метро крайне медленно из-за заградительных тарифов на доступ к его инфраструктуре, напоминают они. На это, в частности, в 2013 году в коллективном письме мэру Москвы Сергею Собянину пожаловались руководители МТС, "Мегафона" и "Вымпелкома". Тогда же созрела идея создать в метро единого оператора: по состоянию на 2014 год покрытие им всего метрополитена оценивалось участниками рынка в 7 млрд рублей (при строительстве сетей по отдельности расходы могли бы составить по 3 млрд рублей на каждого). Но идея так и осталась нереализованной.

Менеджер одного из сотовых операторов охарактеризовал нынешние отношения между связистами и московскими властями как позитивные. Очевидно, пришло осознание того, что интернет в метро — такая же необходимая, социально значимая услуга, как электричество, водопровод и лифты в домах, как сотовая связь на улицах, считает собеседник "Известий".

— Московский метрополитен оказывает полное и всестороннее содействие операторам для развертывания сети в метро, в том числе на Большой кольцевой линии. Мы предоставляем необходимую инфраструктуру для проведения соответствующих работ. Для нас важно, чтобы пассажиры имели стабильную и качественную связь и доступ в интернет во время поездок, — отметил представитель компании.

Инфраструктура провайдера Wi-Fi "МаксимаТелеком" построена и готова к запуску, сообщили в организации. Пассажиры смогут воспользоваться привычным доступом с момента начала движения на всей БКЛ — работу будут обеспечивать более 200 современных базовых станций, отметили в пресс-службе компании.

Полигон для оператора

В последние несколько лет сотовые операторы рассматривают метрополитен не только как место массового скопления абонентов, но и как площадку для испытания новых технологий, в первую очередь 5G. Например, в начале 2022 года стало известно, что "Ростелеком" подал в Госкомиссию по радиочастотам (ГКРЧ) заявки на выделение диапазонов для экспериментов с 5G в метро Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Он просил выделить частоты 3,3–3,4 ГГц, 3,4–3,8 ГГц и 3,8–4,1 ГГц, но получил отказ.

Сейчас эти диапазоны заняты средствами спутниковой связи, в том числе силовых ведомств, объясняли ранее участники рынка. Как средства связи, работающие под землей, могут помешать спутниковой, неясно, разводит руками сотрудник одного из операторов.

При этом операторы развивают в метро покрытие связью более старых стандартов. Например, в прошлом году Tele2 обеспечила покрытие тоннелей между станциями Кольцевой, Сокольнической, Замоскворецкой, Серпуховско-Тимирязевской, Некрасовской, Большой кольцевой, Арбатско-Покровской, Таганско-Краснопресненской и Калининской линий, утверждает ее представитель.

— Технические специалисты "Билайна" вывели в эфир 237 новых базовых станций в этом диапазоне, которые позволили увеличить надежность сети и ее доступность в тоннелях. В этом году наш фокус направлен на обеспечение связью новых станций метрополитена, — говорит его представитель.

Строительство сотовых сетей в метро действительно не окупается, но рассматривать его только в свете возврата инвестиций не стоит, считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Задача состоит в том, чтобы абонент пользовался связью бесшовно, чтобы она не прерывалась, когда человек заходит с улицы в метро — если она исчезает, абонент, скорее всего, уйдет к оператору, который может обеспечить эту опцию, отмечает эксперт.

Стоимость строительства сети на БКЛ можно сопоставить с бюджетом телефонизации небольшого региона России, согласен руководитель проекта Content-Review Сергей Половников. Само по себе это строительство не окупится — операторы преследуют в первую очередь имиджевые цели, отмечает он. Наличие связи в московском метро стало нормой, ее отсутствие у той или иной компании крайне негативно, с точки зрения его абонентов, заключил эксперт.

Подробнее: ComNews

Наверх