Операторы настроены на ШПД
01.03.2018
По предварительной оценке "ТМТ Консалтинга", на конец 2017 г. объем российского рынка широкополосного доступа в Интернет (ШПД) в В2С-сегменте составил 130,1 млрд руб., а количество ШПД-абонентов - 32,6 млн человек.
Лидером по абсолютному приросту абонентской базы стало ПАО "Ростелеком", увеличившее количество своих ШПД-пользователей почти на 400 тыс. (или на 3,4%) по сравнению с 2016 г.
Как отметила в разговоре с корреспондентом ComNews аналитик "ТМТ Консалтинга" Ирина Якименко, рынок ШПД в сегменте В2С - насыщенный, поэтому операторам сложнее привлекать новых абонентов. "Рост абонентской базы в 2017 г. продолжался за счет подключений нового жилого фонда, а также подключений в малых городах", - уточнила она.
По словам Ирины Якименко, в последние годы на рынке ШПД усилилась M&A-активность. "Связано это с тем, что процесс миграции абонентов от оператора к оператору не приносит компаниям долговременной выгоды, а возможности для органического роста на рынках крупных и средних городов уже исчерпаны", - заметила аналитик "ТМТ Консалтинга". Кроме того, среди тенденций прошлого года Ирина Якименко назвала рост проникновения пакетных услуг. "В этом году все ведущие операторы продолжили развивать конвергентные предложения, объединяющие услуги фиксированной и мобильной связи", - добавила она.
Еще одна тенденция - это миграция абонентов на более высокоскоростные тарифные планы по мере роста спроса на тяжелый контент, в том числе на онлайн-видео, и увеличения количества подключенных по Wi-Fi смартфонов, планшетов и других мобильных устройств. "Провайдеры также наращивают скорость доступа в своих тарифных предложениях - например, ведущий московский провайдер МГТС (ПАО "Московская городская телефонная сеть") исключил из своей линейки интернет-тарифы на скорости менее 100 Мбит/с", - рассказала Ирина Якименко корреспонденту ComNews.
По предварительной оценке "ТМТ Консалтинга", на конец 2017 г. количество ШПД-абонентов в сегменте В2С в России достигло 32,6 млн (31,3 млн в 2016 г.), проникновение - 58%. Объем рынка составил 130,1 млрд руб., что на 3,7% больше по сравнению с 2016 г. Показатель ARPU по итогам прошлого года составил 339 руб. Как сообщили в аналитическом агентстве, топ-5 интернет-провайдеров по итогам 2017 г. формирует 69% абонентской базы ШПД в B2C-сегменте в России.
По прогнозу "ТМТ Консалтинга", в ближайшее время значительных изменений ARPU не ожидается. С одной стороны, продолжается рост популярности конвергентных предложений, "размывающих" доход между услугами интернет-доступа, платного ТВ, телефонии и мобильной связи. С другой стороны, в связи с миграцией абонентов на более высокоскоростные тарифные планы заметного снижения показателя ARPU также не ожидается.
В частности, как отметили аналитики, лидером по абсолютному приросту абонентской базы остался "Ростелеком". Оператор увеличил количество ШПД-пользователей почти на 400 тыс. (или на 3,4%) по сравнению с 2016 г. Сейчас у провайдера около 12 млн ШПД-абонентов в сегменте В2С. "Ростелеком" является крупнейшим оператором на российском рынке фиксированного интернет-доступа и обслуживает 37% абонентов - физических лиц. На долю компании приходится около 40% доходов в этом сегменте рынка. Драйвером роста оператора остается строительство и модернизация сетей - переход на FTTB и PON-технологию доступа, в то же время компания активно обновляет тарифные и пакетные линейки. В 2017 г. оператор увеличил количество своих абонентов как в регионах, так и на насыщенном московском рынке", - сообщили в "ТМТ Консалтинге".
В пресс-службе "Ростелекома", комментируя результаты рейтинга, отметили, что официально оператор пока может оперировать данными только за девять месяцев 2017 г., но ожидает продолжения намеченных тенденций. "За последние шесть лет охват оптикой "Ростелекома" увеличился в два раза - с 16,4 млн до 32,7 млн домохозяйств. Это создало техническую основу для активного роста абонентской базы", - заметили в компании.
Что касается сегмента ШПД, то в пресс-службе провайдера считают важным не только общий рост абонентской базы, но и динамичное увеличение количества домохозяйств, подключенных к оптическим сетям доступа. В 2018 г. оператор продолжит укреплять направление работы с застройщиками и комплексного обеспечения современными цифровыми сервисами как жителей новостроек, так и управляющих компаний.
Согласно исследованию, второе место по абсолютному приросту абонентской базы заняло АО "ЭР-Телеком Холдинг" (бренд "Дом.ru") с результатом в 386 тыс. новых клиентов. "В относительном выражении темп роста оператора был самым высоким среди топ-5 и составил 12,4%. В настоящее время у "ЭР-Телекома" 3,5 млн ШПД-абонентов в сегменте В2С. Значительную часть новых абонентов принесли приобретенные компании - ООО "Новотелеком" (бренд "Электронный город"), ГК "Акадо" (ОАО "Комкор") в Петербурге и Свердловской области, ООО "Коламбия Телеком" в Волгограде", - говорится в исследовании аналитического агентства. В "ТМТ Консалтинге" добавили, что, помимо вопросов экстенсивного развития, в 2017 г. "ЭР-Телеком" реализовал проект по модернизации и расширению сети.
На третье место по показателям увеличения абонентской базы попала МТС (ПАО "Мобильные ТелеСистемы") - рост по сравнению с 2016 г. на 218 тыс. абонентов, до 3,1 млн человек. "В отличие от ближайших конкурентов рост абонентской базы провайдера в 2017 г. был только органическим. Рост числа пользователей МТС происходил как за счет МГТС, так и за счет регионов. Компания проводила работы по точечному расширению и модернизации сетей фиксированной связи на региональных рынках", - прокомментировали в "ТМТ Консалтинге", добавив, что на московском рынке компания МГТС занимает лидирующее положение (обслуживает порядка 33% ШПД-абонентов). По итогам 2017 г. МГТС продолжила укреплять свои позиции на рынке Москвы, продемонстрировав рост на 91 тыс. пользователей по сравнению с 2016 г.
"Благодаря усилению маркетинговой активности ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") впервые за последние несколько лет удалось остановить сокращение абонентской базы фиксированного ШПД и увеличить количество пользователей услуги на 3,2%, до 2,24 млн человек, по сравнению с 2016 г.", - прокомментировали в "ТМТ Консалтинге" четвертую позицию компании в рейтинге. В аналитическом агентстве отметили, что основные успехи компании на рынке фиксированного ШПД связаны с развитием конвергентного предложения "Всё в одном". По итогам 2017 г. предложением пользовалось около 39% ШПД-абонентов компании (или 870 тыс.).
"Значительный рост пользователей конвергентных тарифов, которые повышают интерес абонентов к услугам широкополосного доступа в Интернет, а также успешные маркетинговые активности позволили нам впервые за несколько лет увеличить базу ШПД. Развитие фиксированной связи - один из стратегических приоритетов "ВымпелКома", которому мы будем уделять большое внимание в этом году", - сказали корреспонденту ComNews в компании.
Пятую позицию заняло АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК): прирост абонентской базы оператора в прошлом году составил 134 тыс. абонентов (или 8,8%). По данным аналитического агентства, сейчас у оператора 1,66 млн ШПД-абонентов. "В этом году оператор сосредоточился на внедрении новых сервисов: начал развивать услуги IPTV, а также запустил собственный OTT-сервис "ТВ без границ", - отметили аналитики "ТМТ Консалтинга".
В ТТК напомнили, что в 2017 г. компания активно внедряла новые услуги и сервисы, чтобы предоставлять абонентам полный спектр телекоммуникационных услуг. Весной оператор запустил услугу "Интерактивное телевидение, летом - ОТТ-сервис "ТВ без границ". Осенью компания предложила абонентам мобильное приложение "ТТК ТВ", а в настоящее время готовится адаптация продукта "ТТК ТВ" под платформы Smart TV. Помимо этого, ТТК в прошлом году вышел на рынок мобильной связи, запустив виртуального оператора TTK Mobile на сетях технологического партнера Tele2 (ООО "Т2 Мобайл").
Как заметили в "ТМТ Консалтинге", "структура российского ШПД-рынка не претерпела значительных изменений по сравнению с 2016 г. В связи с активной M&A-деятельностью укрепил свои позиции оператор "ЭР-Телеком": его доля по абонентам выросла на 1 п.п". "Доли прочих операторов из топ-5 остались практически на уровне показателей 2016 г.", - резюмировали в агентстве.
В разговоре с корреспондентом ComNews Ирина Якименко уточнила, что в топ-10 операторов (помимо пяти вышеперечисленных) по объему абонентской базы ШПД по итогам прошлого года вошли NetByNet (ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг", 100%-ная "дочка" ПАО "МегаФон"), "Акадо-Телеком", ПАО "Таттелеком", АО "Уфанет" и АО "СМК "Сибирские сети".
Источник: comnews.ru